Как часто порой мы, взрослые, не можем разобраться в себе, в своих чувствах… Бывает такое, что кричим, злимся, нервничаем, а как разобраться – то и особых причин нету. Нужно просто прислушиваться к себе, следовать зову сердца. Но если такое случается у нас, то что уже говорить о детях? В них это намного чаще. Но надо научится не ругать ребенка за его капризы, а просто попытаться разобраться, в чем же причина, что он чувствует и т.д.

Сейчас я вам предложу упражнения, которые все (хотя бы иногда) должны проводить с ребенком, чтобы он смог лучше понимать себя и контролировать свои эмоции.
1. Скажите малышу: «Прислушайся к себе. Каким цветом ты нарисуешь свое настроение? На какое животное или растение похоже твоё настроение? А какого цвета радость, печаль, страх?»

Рекомендуется также вести «дневник настроения». В нём ребёнок ежедневно (или несколько раз в день) будет рисовать своё расположение духа. Это могут быть пейзажи, рожицы, человечки – что ему больше по душе.
2. Нарисуйте контур человечка. Пусть малыш представит, что человечек радуется, пускай закрасит карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это ощущение. Потом так же оскорбление, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребёнок должен выбрать свой цвет.

3. Обсудите с ребёнком способы выражения гнева. Пусть он (а заодно и вы) попробует ответить на вопросы:

Что тебя может разгневать?
Что ты делаешь, когда сердишься?
Что ощущаешь, когда сердишься?
Что бы ты сделал, дабы бы избежать неприятных ощущений в эти минуты?
Назови слова, которые произносят люди, когда сердятся.
Что ты ощущаешь, когда слышишь слова, которые тебя обижают. Что ты будешь делать при этом?
Какие слова для тебя самые обидные?
Ты любишь сердится?
Желательно записывать ответы. Потом обсудите с ребёнком, например, какие слова можно использовать, когда сердишься, а какие не следует, так как они очень резкие и неприятные.

Как побороть гнев
1. Вместе с малышом кривляйтесь перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, рожицы разгневаного человека, человека, который радуется, плачет и т.д.

2. Нарисуйте с ребёнком запрещающий знак «СТОП» и договоритесь: как только малыш ощутит, что начинает сильно сердиться, то сразу получает этот знак и говорит «Стоп!».

Его можно повесить на видном месте, где вы с ребенком проводите большую часть времени. Вы тоже можете попробовать этот знак для овладения своим гневом.

Использование данной методики нуждается в тренировке в течение нескольких дней, чтобы закрепить навык.

3. Возьмите в руки какой-либо предмет (игрушку, книгу). Задача ребёнка – уговорить вас отдать это ему. Вы отдаёте вещь, когда захотите.

Игру можно усложнить: ребёнок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов.

Можно поменяться местами – вы просите ребёнка.

После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приёмы лучше срабатывают, какие чувства вы испытывали. Это упражнение научит спокойному общению с окружающими и спокойно реагировать на разные ситуации.
4. Учите ребёнка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.

Объясните, что обязательно нужно обсуждать все негативные ситуации с родителями или друзьями. Научите ребёнка словесным формам выражения гнева, раздраженности.

Я огорчён, меня это обидело.

Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для «выплёскивания» отрицательных эмоций:

чашка (в неё можно покричать);
таз или ванная с водой (в них можно бросать резиновые игрушки);
листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой бросать в мишень на стене);
карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом всё зарисовать или помять рисунок);
подушка (её можно бросать, бить, “футболить”).
На этом предмете давайте остановимся!!! Выделите для этих целей отдельную подушку. Назовите её, например, “Бу-Бу”. Пришейте ей глазки, ротик.

Для этого занятия не следует использовать мягкие игрушки или куклы!
5. Средство «быстрой разрядки».

Если видите, что ребёнок слишком возбуждён и капризничает, дерется, то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

6. Игра «Обзывалки». Чтобы исключить из ежедневного общения обидные слова, обзывайтесь! Бросая друг другу мяч, говоря безобидные слова. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты – арбуз!» И так до тех пор, пока хватит слов.

Польза этой игры в том, что если вы рассердитесь на малыша, захотите его поругать или наказать, вспомните «обзывалку», и можете даже “обозвать” малыша, например, тыквой — ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку.
Когда, имея навык такой игры, малыш назовёт своего обидчика «огурцом», вам, несомненно, это поднимет настроение.

Учите ребёнка управлять своими эмоциями с 5 лет!
Можно сильно сжать кулачки, напрячь мышцы рук, потом постепенно расслабить, «отпуская» отрицательные эмоции.

Если ребёнок начинает сердиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5 или 10.
Как и детям, так и взрослым очень вредно загонять эмоции вглубь, стараться их спрятать. Последствия таких действий – болезни сердца, неврозы, повышенное давление, а в подарок еще и непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы в общении.

Научите ребёнка проявлять свои эмоции, «выплёскивать» их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разгрузка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет наладить отношения с окружающими, понять самого себя и других.

Когда ребенок нервничает и раздражается, постоянно просите рассказать о своих эмоциях, назвать причину, обидчика, а вы обещаете всегда помогать эму в этом.
Все эти упражнения очень эффективны, поэтому, вместе с ребенком практикуйте и сами, и вы несомненно увидите результат. Ведь взгляды на жизнь закладываются еще с детства, поэтому благоразумное воспитание поможет вашему ребенку обрести хорошую жизненную позицию и идти по жизни с гордо поднятой головой!

Предыдущая статьяКак научить ребенка правильно обращаться с домашними животными
Следующая статьяРаздельное питание – совмещаем продукты правильно
Тренер по фитнесу. 15 лет профессиональных тренировок. Отвечу на вопросы по правильному питанию и физическим нагрузкам при различных заболеваниях.